История Тайланда

Самые древние ископаемые останки быта на территории нынешнего Таиланда датируются аж XX веком до н.э.! Найденные  кусочки бронзы и керамики означают, что уже во времена Месопотамии, когда между Тигром и Евфратом зарождалась древнейшая шумерская цивилизация, на территории полуострова Индокитай уже жили люди, которые пользовались посудой.

Однако более четкие представления о жизни на территории Таиланда относятся лишь к VI веку н.э., когда здесь зародилось государство Дваравати. Населял его народ под названием моны. Государственная религия – буддизм. В  то время, когда европейские феодалы уже строили замки, в Дваравати был развит каннибализм.

Более крупными и развитыми соседями монов были кхмеры в своей империи Ангкор (распологалась на территории нынешней Камбоджи). В XII веке сильное государство покорило слабое Дваравати, жители его работали у кхмеров на рисовых полях в качестве рабов. Именно с этого времени пошло название страны «Сиам» (синоним Таиланда). На кхмерском языке слово «сиам» означает «светлый». И не потому что чистый и святой, (ведь моны были рабами кхмеров, а рабы святыми быть ну никак не могут) а потому что кожа монов была значительно светлей кожи кхмеров и рабов своих завоеватели звали «белокожими», то есть светлыми, «сиамами». (Эх, не видали кхмеры европейцев!)

На мирный Сиам, государство монов, нападали не только кхмеры. В течение всей истории, Таиланд страдал от разрушительных набегов со стороны воинственных бирманцев. Три раза за историю шли они на Сиам, и в первый раз это произошло в XI веке, правда, кхмеры быстро прогнали конкурентов.

Сам народ – тайцы – совсем не коренной для земель Сиама. Коренные-то как раз  моны, а тайцы люди скорей пришлые. Образовалась эта народность в районе  южного Китая, в VII веке построила собственное княжество, которое с то воевала, то заключало мир с китайскими правителями. В XIII веке княжество было уничтожено китайцами и тайские беженцы потянулись на юг осваивать новые территории. Кто-то попал в Сиам, кто-то закрепился в Бирме, а кто-то в кхмерском Ангкоре.

В конце XIII века, когда кхмерское королевство Ангкор ослабло и не могло уже  удерживать свободолюбивый Сиам, тайцы образовали два княжества на севере (Ланна)  и юге страны (Сукотай). В XV веке тайцы напали на Ангкор и положили конец многовековому владычеству кхмеров на территории Сиама.  Столицей Сиама стал город Аюттхая, а северная часть страны (Ланна), оставалась независимой.

В XVI веке состоялось второе историческое сражение с бирманцами. Причем Бирма выступала агрессором, то захватывая территории Сиама, то отступая. В результате бирманцам досталось ослабевшее к тому времени северное княжество Ланна.

Век XVII проходит под флагом дружбы с Европой. Европейские державы – Франция, Англия, Голландия и Португалия – присылают своих послов. Флирт с европейцами дошел до того, что даже сиамский премьер принимает католицизм. Правда, добрые отношения со старушкой Европой зашли недалеко – в конце века новый король казнил всех ренегатов, и дипломатические умы Сиама повернулись на Восток, направив всю свою внешнеполитическую мощь на Китай.

Во второй половине XVIII века бирманцы напали на Сиам в третий раз. Многовековое упорство в желании захватить эту гордую страну, на этот раз было вознаграждено – столицу Таиланда, Аюттхаю, они разрушили до основания.  Это был черный день в истории Таиланда и продлился он несколько десятков лет. За это время многое изменилось – в раздробленной стране выделился лидер, генерал  Таксин, который сначала вроде бы сделал большое дело – прогнал бирманцев и объединил наконец в единое королевство Ланну и Аюттхаю. Однако в последние годы правления Таксин превратился в подлинного диктатора и садиста – утвердил культ личности,  казнил подданных, убил всю свою семью. Тайский народ изнывал и вскоре, не выдержав, сверг демона с престола.

Новый король Рама I образовал династию Чакри, которая правит Таиландом по сей день. Рама I основал новую столицу – Бангкок и потянулись долгие годы спокойного уверенного правления. Страна укреплялась, богатела, словом – мир. Рама I, Рама II, Рама III, Рама IV…Рама V стал одним из самых уважаемых и любимых народом королей. Эдакий пресвященный реформатор, борец с бессмысленными архаизмами, вроде нашего Петра, он стал открывать университеты, строить железные дороги, отменил рабство и всяческое мракобесие типа «увидел короля – брык на пол ниц и десять раз лбом о мрамор». Рама V завел дружеские отношения с Российской империей, посылал туда послов и даже сам приехал в Санкт-Петербург в ответ на визит в Сиам Николая II. Даже сын короля Рамы V, во время учебы в России, женился на русской девушке. Кстати, не в последнюю очередь благодаря дружбе с Россией, Сиам так никогда и не был колонизирован Европейскими державами. Вот начало той тропинки, что превратилась теперь в настоящее шоссе, протоптанное ногами миллионов российских туристов. Произошло это в середине XIX века.

Великие войны XX века тайцы, со свойственной их нации спокойной и невозмутимой улыбкой, постарались как бы не заметить и оба раза приняли нейтралитет – «ни мира, ни войны». Немало помог им в этом прошлый опыт общения с европейскими колонизаторами – Таиланд дипломатично повернулся спиной, занялся внутренними делами и сделал вид, будто вовсе даже и не понимает, что вся планета находится под мушкой – сначала в Первую, а потом и во Вторую мировую войну.

Советскую власть Сиам долгие 30 лет отвергал, храня верность породнившемуся с их королевской семьей роду Романовых. Послов в СССР не держали, большевиков заслуженно презирали. Таиланд признал Советский союз лишь в 1946 году и то, по принуждению, так как в результате сложных дипломатических манипуляций к концу войны Таиланд повернулся в сторону победителей и вступил в их коалицию.

Новая история страны весьма любопытна. Мода на революции докатилась и до этого, казалось бы, тихого омута – Сиама. Произошел переворот и здесь, но, по тайским традициям, мирно, тихо и бескровно.  В первой половине XX века к очередному королю Сиама – Раме VII, пришли военные и заявили: ваше величество, вам придется немного подвинуться, но Вы, мол, не волнуйтесь, ибо жить Вы будете, как жили, даже еще лучше прежнего, ибо править Вам больше не надо будет. Править будет парламент, а Вы знай себе почивайте на лаврах, собирайте сливки и пошире улыбайтесь.

Король (не в силу мудрости, а скорее из-за слабости характера) сопротивляться и не подумал. Военные назвали Сиам Таиландом и утвердили здесь конституционную монархию. Однако договориться парламенту не удалось, как не удается и по сей день. Король нестабильности и недружных своих военных испугался, отрекся от престола и уехал жить в Европу. Парламент посадил на престол старшего сына Рамы VII. Тогда Рама VIII был еще совсем ребенком и жил в Швейцарии, учился. В 20-летнем возрасте Рама VIII приехал править Родиной. Однако долго это правление не продлилось – уже через полгода молодого короля нашли застреленным в собственной спальне. Кто это сделал – так и осталось загадкой для широкой общественности, хотя у людей знающих, конечно, есть свои подозрения. Ну а на престол воссел родной брат убитого короля, Рама IX Пхумипон, и правит Таиландом по сей день. В Таиланде разговоры о загадочном убийстве прошлого правителя - табу, ибо, по некоторым данным, последним, кто заходил в спальню Рамы VIII, был ни кто иной, как его 18-летний  братец. Книги и статьи, авторы которых обвиняют в убийстве Пхумипона, запрещены и издаются лишь в Европе. Ну что ж, табу так табу. А король, вроде бы, не плохой – благо, ничего не делает. Подданные и парламент раз в год стабильно перевороты устраивают, а король и не причем вроде бы - только улыбается и машет, машет и улыбается.

Новейшая история Таиланда связана с поиском подходящей стране идеологии. Дело в том, что Таиланд во времена холодной войны стал последним оплотом монархии и свободы в юго-восточной Азии. Со всех сторон страну окружили красные флаги и идеология старого дедушки Маркса. Камбоджа, Вьетнам, Бирма, Лаос, Китай, КНР… Тогда Таиланд стало кидать из крайности в крайность. Именно на территории свободного Таиланда американцы разместили свои военные базы, а заодно не поскупились финансово: в страну покапали инвестиции. Сотрудничество с американцами закончилось после войны во Вьетнаме. Американцы ушли, деньги закончились, наступил кризис. Таиланд сделал рывок в сторону коммунизма, но вовремя одумался. Тогда правительство попыталось построить демократию – и тут не получилось. Как и в любую перестройку, на неподготовленной почве начали, как ядовитые грибы, расти коррупция, бюрократия, наркобизнес и воровство.  От идеи отказались, и страна пошла по старому доброму (и, пожалуй, что самому верному) пути развития – конституционная монархия стала постепенно превращаться в устойчивый демократический и вместе с тем архаичный строй. Тут и туризм в гору пошел, и плантации марихуаны на севере страны клубникой заменили, и рыночная экономика развиваться стала, и стал Таиланд стремиться к региональному лидерству в светлом настоящем.