Туры в древние города подмосковья.

Древние города имеющие свою особенную историю, культуру привлекают к себе внимание туристов как нашей страны, так и других стран.

Особенно пользуются таким повышенным вниманием города имеющие высокую культуру зодчества, художественного искусства, богатую историю всевозможными легендами, сказаниями.


Но особенно конечно притягивают эти сокровищницы древнего зодчества, искусства своей неповторимой, насыщенной веянием старины природой.

Живописные места открывающиеся взору каждого туриста запечатлеваются в памяти надолго, и дают глубокий отдых.По древним городам России можно проследить историю нашей страны, все этапы ее постепенного развития, изменения и становления. 

Компания Тур Альянс предлагает Вам ознакомится с древними городами Подмосковья.

Менеджеры компании Тур Альянс помогут Вам подобрать тур по Вашим желаниям.

 


  Волоколамск — город областного подчинения в Московской области России, административный центр Волоколамского района и городского поселения Волоколамск. Награжден орденом Отечественной войны I степени (1985).

25 марта 2010 года Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Волоколамску присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы».


Расположен на федеральной трассе «Балтия» в 98 км к северо-западу от Москвы (от МКАДа).
Исторический центр расположен на реке Городне (приток Ламы), в 5 км к северу от железнодорожной станции Волоколамск на линии Москва — Рига.

С 2003 года после вхождения рабочего посёлка Привокзальный и деревни Порохово в состав Волоколамска железнодорожная станция и река Лама также находятся на территории города.


Упоминается впервые в Лаврентьевской летописи под 1135 годом как Волок на Ламе. Таким образом, Волоколамск является старейшим городом Московской области: его возраст превышает возраст Москвы на 12 лет. До XVIII в. назывался также Волоком Ламским, иногда Волоком.


Название происходит от волока, которым шли новгородцы, переправлявшие суда из реки Ламы в один из притоков Рузы — Волошню; Волок Ламский стал важным торговым пунктом на пути из Новгорода в Рязанские и Московские земли. В 1177 город был отдан новгородцами князю Ярославу Мстиславичу, внуку Юрия Долгорукого.

Впрочем, вскоре Волок вновь отошёл к Новгороду: в 1216 править им стал владимирский князь Ярослав Всеволодович. В XII—XIII веках Волоколамск не раз разорялся (в 1178 — князем Всеволодом Юрьевичем, которым город был полностью сожжён; в 1238 — Батыем; в 1273 — тверским князем Святославом Ярославичем, в 1293 — ханом Дюденем).


С конца XIII века Волок Ламский был поделён между Новгородской республикой и Москвой на две половины; в 1332 г. назначенный в него московский наместник Родион Несторович изгнал новгородского, полностью овладев городом.

С 1345 в Волоколамске, с разрешения Москвы, стал княжить Фёдор Святославич, тесть московского князя Симеона Гордого. Город, отошедший в 1360-х Новгороду, выдержал трёхдневную осаду литовского князя Ольгерда (1371), а в 1382 было героически отбито нападение войск Тохтамыша.

В 1393 по повелению Василия I был захвачен серпуховским князем Владимиром Андреевичем.


В 1398 Волок Ламский был отдан литовскому князю Свидригайло и находился под его началом до 1410.

В 1462 город стал центром удельного княжества (известно как Волоцкое княжество), в состав которого (помимо Волоколамска) входили города Руза (в 1504 перешла к Москве) и Ржев; долгое время (с 1462 по 1494) им правил Борис Васильевич), которого сменил его сын Фёдор Борисович; при нём волоколамские земли окончательно вошли в сферу влияния Москвы.

После смерти Фёдора Борисовича, в 1513, Волоколамск вошёл в состав Московского княжества; Волоколамское удельное княжество было упразднено. Некоторое время находился в составе Старицкого княжества; в начале XV века город был волостным центром Московского княжества.

Во время Смуты был оккупирован поляками (1606), в 1608 году освобождён. Безуспешно осаждался Сигизмундом (1612); в окрестностях Волоколамска велась крестьянская война. В XVI—XVII вв. пришёл в упадок.
Воскресенский собор (XV век).
В 1781 Волоколамск стал уездным городом; в 1784 был утверждён генеральный план его застройки; в 1790 в городе открылась первая школа. В конце XIX века Волоколамск обладал несколькими промышленными предприятиями (в том числе тремя водочными заводами); велась ярмарочная торговля.


В 1904 к Волоколамску подошла Московско-Виндавская железная дорога; это событие, однако, почти не способствовало развитию экономики Волоколамска, в прошлом крупного торгового центра. Волоколамские рабочие проявили высокую активность в стачечном движении 1905 (в ноябре остановилось самое крупное предприятие города — ткацкая фабрика братьев Старшиновых).

Крестьяне окрестных сёл 31 октября вошли в самопровозглашённую Марковскую республику (по названию деревни Марково Волоколамского уезда, места провозглашения республики). Крестьянская республика была ликвидирована лишь в июле 1906.


После Февральской революции 1917 в земской управе Волоколамска наиболее весомые позиции занимали эсеры и меньшевики. Такое положение сохранялось до 22 декабря 1917, когда земством была признана советская власть.

В течение 1918 почти все предприятия Волоколамска (включая фабрику братьев Старшиновых) были национализированы. В 1919 вышел первый номер уездной газеты «Голос бедняка» (позднее — «Красный пахарь»).

В 1922 бывшей фабрике Старшиновых было присвоено имя В. И. Ленина. B 1929 город стал центром Волоколамского района.
С 27 октября по 20 декабря 1941 года город Волоколамск был оккупирован германскими войсками. От немецко-фашистской оккупации город освобождён войсками 20-й армии под командованием генерал-майора Андрея Андреевича Власова.


В городе работает историко-архитектурный музей.
Волоколамск примечателен Воскресенским собором (вторая половина XV века), церквями Рождества Богородицы на Возмище (1535) и Покровской (1695), Никольским собором (возвигнут в 1856—1864 как памятник погибшим в Крымской войне).


В 20 км к северо-востоку от Волоколамска — известный Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Неподалёку от города находится и Ярополец, бывшее имение Н. И. Гончаровой, тёщи Александра Пушкина, которое поэт посещал дважды — в 1833 и 1834 годах.


    Руза -  старинный город Подмосковья, расположился на живописном берегу реки с одноименным названием, недалеко от впадения ее в Москву-реку. Впервые Руза упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. В течение XIV-XV веков город неоднократно переходил из удела в удел среди наследников великокняжеского двора. Интересно, что уже в те времена Руза стояла вдалеке от главных дорог, среди непроходимых лесных дебрей.

Скорее всего, строительство крепости московскими князьями именно в этих местах было обусловлено политической ситуацией. Новгородские купцы, владением которых был Волоколамск, контролировали волок из реки Ламы в реку Волошню (в свою очередь Волошня впадает в Рузу), то есть за новгородцами был закреплен самый короткий путь из Волжского в Окский бассейн.

Москва очень долго и тяжело боролась за владение Волоколамском, в результате в XIV веке город был поделен на две части - московскую и новгородскую, но только в XV веке полностью вошел в состав Московского княжества.

Таким образом, создание укрепленного городка у границы с Новгородским княжеством, недалеко от Волоколамска, который смог бы контролировать водный торговый путь на Оку, было вполне понятным шагом московских князей. Можно даже предположить, что Руза строилась, чтобы перехватить у Волоколамска экономическую и политическую инициативу в регионе.

Это косвенно подтверждает и тот факт, что соборный храм Рузы освящен в честь праздника Воскресения Христова, как это было в Волоколамске, а не в честь Успения Пресвятой Богородицы, как это традиционно сложилось в городах, основанных в Московском княжестве.


Скорее всего, XIV веком можно датировать сохранившееся до нашего времени городище с оплывшими валами. По масштабу городище вполне сравнимо с аналогичными городищами в Звенигороде, Волоколамске и Можайске. Правда, по мнению ряда исследователей, первоначально Руза располагалась у самого впадения реки Рузы в Москву-реку, на месте современного села Старая Руза, где тоже сохранилось довольно крупное городище. Археологические раскопки показали, что поселение в Старой Рузе действительно носило оборонительный характер, но скорее охраняло подступы к самой Рузе и закрепляло важную позицию на Москве-реке. Это косвенно подтверждает и то, что вокруг Рузы в этом же радиусе найдены несколько подобных городищ. Так что можно говорить о мощной оборонительной системе вокруг древнего города Подмосковья.
В конце XIV века Дмитрий Иванович Донской завещал Рузу в удел своему второму сыну Юрию Дмитриевичу Звенигородскому.

С именем этого князя связана многолетняя междоусобная война между потомками Дмитрия Донского. По традиции, сложившейся на Руси, княжество наследовал следующий по старшинству брат, и, по идее, после смерти старшего сына Дмитрия Донского Василия Дмитриевича московский престол должен был занять его брат Юрий Звенигородский. Но Василий Дмитриевич указал наследником своего старшего сына Василия, так что князь Юрий должен был идти к своему племяннику “на целование”.

В ответ на решение Василия Дмитриевича Юрий Звенигородский отправился в свое дальнее владение - город Галич и собрал сторонников для борьбы за московский престол. Историки отмечают, что в этой междоусобице князья боролись за княжение в Москве, а не за первенство собственного княжества на Руси, что указывает на то, что Москва окончательно закрепила за собой позицию центра Русского государства.

Однако стране от этого легче не было. До сих пор феодальная война в России второй четверти XV века недооценена в исторической литературе - тогда Русь на несколько десятилетий затормозила в своем развитии, не развивалось сельское хозяйство, постоянно разорялись города, на длительное время прекратилось каменное строительство. С Рузой связан один из самых драматичных эпизодов усобицы между князьями.

Здесь был сформирован отряд, который во главе с сыном Юрия Звенигородского - Дмитрием Шемякой захватил московского князя Василия Васильевича в Троице-Сергиевом монастыре. В результате князь Василий был зверски ослеплен и вошел в историю с прозвищем Темный. В 1462-1494 годах Руза уже входила в состав удельного княжества Волоцкого. Это было время расцвета Волоколамска и его удела: появилось несколько новых монастырей, в самом Волоколамске построили белокаменный Воскресенский собор. Волоцкий князь Борис Васильевич был родным братом московского великого князя Ивана III и одним из влиятельных и независимых политиков своего времени. После его смерти в 1494 году Руза ненадолго стала центром удельного княжества: вместе со Ржевом она досталась в наследство младшему сыну Бориса Васильевича Ивану. В 1503 году и Иван, и его мать Ульяна умерли, а через год московский князь Иван III пожаловал Рузу дмитровскому князю Юрию Ивановичу. К сожалению, о городе этого времени ничего не известно, видимо, удаленное местоположение и утрата оборонительного значения города на рубежах Московского княжества делали свое дело. В 1536 году город снова оказался во владении московского великого князя - уже Василия Ивановича. А при Иване Грозном Руза опять была пожалована, на этот раз астраханским царевичам: в 1570-х годах она принадлежала сыну Кайбулы - Араланею Кайбулину.


Несмотря на отсутствие постоянного хозяина, Руза к концу XVI века была довольно крупным городом Московского государства.

Об этом свидетельствуют описания того времени: в городе было 22 храма и Георгиевский монастырь, а кроме кремля и посада еще восемь слобод: Ивановская, Шикловская, Зарецкая, Баклашинская, Ореховская, Кизиловская, Спаса-на-Кочках, Демина. В начале XVII века Руза стала одним из наиболее крупных городов Русского государства. Воеводой здесь был участник освобождения Москвы от интервентов 1612 года князь Шаховской.

Он и руководил обороной города, когда на него напал польский королевич Владислав в 1618 году. Взять Рузу поляки так и не смогли, однако разорены были окрестности и посад. Оборона Рузы - славная страница русской военной истории.

Через год Рузу постигло еще одно несчастье: город сильно выгорел во время опустошительного пожара и был на грани исчезновения. Царь Михаил Федорович, видя “многие скорби” ружан, даже освободил их от уплаты податей на четыре года. Город опустел, крепость уже не восстанавливалась, из сохранившихся шести церквей действовали лишь две.

Показателен тот факт, что Воскресенский собор - главный храм и святыня города - не только не действовал, но и вообще не упоминается среди церквей города в описи 1628 года. Руза так и не оправилась от кризиса начала XVII столетия, в 1710 году здесь насчитывалось всего 118 посадских дворов, что сравнимо с большими торговыми селами того времени.


Во второй половине XVIII века, как и многие другие русские города, Руза получила собственный герб и новый план, а с 1782 года стала уездным городом Московской губернии. Герб Рузы стал, скорее, напоминанием о славном прошлом, нежели отражал ее экономические особенности: “В верхней части щита герб Московской. В нижней - в красном поле четыре обнаженных меча, в знак многих сражений, случившихся при сем городе в древние времена”.

Екатерининская планировка закрепила за сложившимися городскими центрами их значение, создав несколько площадей, в основном вокруг церквей. Главной площадью стала площадь вокруг Воскресенского собора (который в начале XVIII века был заново выстроен на новом месте - на посаде напротив кремлевского холма); здесь и разместились присутственные места, тюрьма и другие общественные здания.

Город стал развиваться в основном к северу и северу-востоку от древнего центра - городища. Прямые, как стрелы, улицы обязательно имели перспективы. Наиболее показательна в этом смысле бывшая Покровская улица (ныне Социалистическая), которая одной стороной упиралась в Покровскую, а другой - в Борисоглебскую церкви.

Старая часть города именно в екатерининские времена приобрела окраинный характер: холмистый рельеф с трудом позволял подчинить ее регулярной планировке. До сих пор эта часть города сохраняет свой древний ландшафт и очарование старинного русского городка с кремлевскими валами, храмами по холмам, живописной рекой.


Ни в XVIII, ни в XIX веке Руза не стала сколько-нибудь крупным центром. Однако территория ее бывшего уезда - настоящий заповедник дворянской усадебной культуры: здесь находятся такие усадьбы, как Волынщина-Полуектово, Никольское-Гагарино, Покровское Шереметевых, Аннино, Васильевское, Комлево, Поречье. Железная дорога обошла уездный город Рузу, что не особенно сказалось на ее экономике (город и до этого был в стороне от основной трассы - старой Смоленской дороги).

За два с половиной века ружане уже привыкли к отдаленности, провинциальности и тихой уединенной жизни своего города.


В конце XIX века общественная жизнь в городе немного оживилась. В 1882 году в городе открылось братство равноапостольной Марии Магдалины, которое занималось распространением духовной литературы и поддерживало церковноприходские школы. Покровителями братства стали рузские помещики - князь Д. Н. Долгорукий, князь А. Г. Щербатов, вдова действительного статского советника Н. А. Шереметева.

Председателем назначили священника Покровской церкви Иоанна Соколова. В 1894 году в Рузе открылось отделение Кирилло-Мефодиевского братства во имя иконы Божьей Матери “Скоропослушница”. Подобные, но более мелкие братства открывались при сельских приходах, гимназиях, общественных заведениях.


Сегодня Руза продолжает жить прежней неторопливой, спокойной, размеренной жизнью, те же древние валы, старинные храмы, в центре города сохранились небольшие участки дореволюционной гражданской застройки. Оставаясь районным центром Московской области, город так и не обзавелся собственной железнодорожной веткой и стоит в стороне от Минского шоссе.

Однако это имеет и свои плюсы - Рузский район считается самым экологически чистым в Московской области. Крупные водохранилища (Рузское и Озернинское) и озера (Тростенское), живописная природа, отсутствие производства, большое количество памятников истории и культуры делают этот край одним из самых привлекательных мест современного Подмосковья.


     Коломна.
Впервые город Коломна упоминается в летописи в 1177 году. Из всех подмосковных городов Коломна в большей степени, чем другие, может считаться городом-музеем. Обилие уцелевших памятников архитектуры, сохранившийся колорит старого города и живописные окрестности у слияния двух рек - Москвы и Оки - делают Коломну центром притяжения многочисленных туристов.


Коломна - живая легенда российской истории. В ее древностях запечатлена многовековая жизнь страны. Каменный коломенский кремль (XVIв.),  храмы, монастыри создают в городе атмосферу красоты и духовности. Город имеет свыше 400 памятников истории и архитектуры федерального и регионального значения. Чуть более чем в ста километрах от Москвы, там, где Москва-река обнимается с Окою, расположился прекрасный древний город Коломна.

В этом городе удивительным образом сочетаются патриархальность и современность, здесь пронзающие небо шпили колоколен соседствуют с заводскими трубами, бок о бок мирно уживаются ледовый дворец и сердце Коломны – Соборная площадь.

Пожалуй, в Подмосковье, да и во всей России, трудно отыскать город, в котором насчитывается 420 памятников, из которых 25 имеют федеральный статус, на территории которого находится три действующих монастыря и почти два десятка действующих церквей. Историческая часть города занимает 519 гектаров и расположена на месте слияния Коломенки и Москвы-реки.

В 2003 году на территории Ново-Голутвина женского монастыря открылась загородная резиденция митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия, что ещё более подчеркнуло существенную роль Коломны в духовной жизни Подмосковья.

 

Коломна, в которой ныне проживает около 150 тысяч человек, находится в 114 километрах от Москвы по Московско-Рязанской железной дороге, проходящей по территории города. Через Коломну проходит автомагистраль Урал. Посредством водных, железнодорожных, автомобильных путей Коломна связана со многими городами России и Московской области.


Современная Коломна – это динамично развивающийся крупный промышленный, интеллектуальный, культурный и духовный центр Подмосковья. Ядро городской экономики составляют 45 крупных и средних предприятий промышленности, строительства и транспорта.

На территории города действуют краеведческий музей, Музей Боевой славы, культурные центры «Лига» и «Дом Озерова», несколько кинотеатров и дворцов культуры, развита сеть библиотек.

Участниками и дипломантами областных, республиканских и международных конкурсов постоянно становятся хор школы им. Свешникова, балетная студия «Грация», танцевальный коллектив «Импульс», вокальный квартет «Весенние голоса» музыкального училища. В Коломне действуют Народный театр, отделение Союза художников России, Школа ремёсел, городское фотообъединение, детская художественная школа.

Не одно десятилетие работает в Коломне собственная археологическая служба. Культурная жизнь города постоянно находится на высоком уровне. В Коломне проходят многочисленные конференции, фестивали, семинары как областного, так и общероссийского и международного уровней.

Примером этого могут служить проведение первого Собора российских кремлей, первого Всероссийского кинофестиваля исторических фильмов, Международного юношеского хорового праздника, международных научно-практических конференций, посвящённых творчеству писателя Б. Пильняка, и многое другое.


Рождение Коломны уходит в глубину веков. Первое упоминание о ней в летописи 1177 года условно считается датой основания города.

Находясь у самого слияния Москвы-реки с Окой, Коломна крепким узлом связывала между собой нижнее и верхнее течения этих важных речных путей центра Руси, через нее шла прямая дорога к Волге. Поэтому, прежде всего, Коломна возникла и развивалась как город ремесла и торговли.

Как пограничный город, она служила оборонным щитом сначала Рязани против посягательств князя Владимира, а затем Москвы – против частых набегов крымских и казанских татар.

Это заставило князей укрепить Коломну, сделать ее неприступной крепостью. В 1525 году началось строительство каменного кремля. Коломенский кремль насчитывал 17 башен, в том числе 4 проездных, и оказался надежным защитным сооружением.


Испокон веков Коломна – место сбора русской силы перед решающими битвами. Здесь Дмитрий Донской собирал дружины на пути к Куликову полю, Иван III отражал натиск крымских татар, а Иван Грозный формировал полки перед походом на Казань.
В XVII веке, с переносом государственных границ к югу, Коломна потеряла военно-стратегическое значение и постепенно превратилась в богатый торговый город. Местное купечество стало посредником Москвы и Петербурга в торговых операциях с южными областями и западными рынками.
В 1708 году Коломна была приписана к Московской губернии, в 1781 году она получила свой герб, который и сейчас является ее историческим символом.


Строительство железной дороги Москва-Саратов и основание в 1863 году машиностроительного завода перевели Коломну из разряда торгово-купеческих городов в разряд промышленных, дали толчок ее развитию в XX веке.
Ответом на вызов времени стало основание Коломенского завода, который в начальный период своей истории был одним из самых мощных машиностроительных предприятий России.

Вместе с ним Коломна шагнула в следующее столетие. Марка паровозов, дизелей, тепловозов, над которыми трудились многие поколения коломенцев, стала символом города, открывшего новую страницу своей истории. Наряду с основной продукцией – паровозами, пароходами и дизелями, завод в начале века выпускал товарные вагоны, цистерны, трамваи. В 1907 году Коломенский завод стал местом рождения первого в мире теплохода. Впервые в качестве судовой силовой установки здесь применили дизельный двигатель.


По составу населения Коломна на рубеже XIX – XX столетий была купеческо-мещанским городом, окраины которого быстро заселялись рабочим людом фабрик и заводов. К началу первой мировой войны в Коломне насчитывалось уже 30 средних и малых промышленных предприятий по обработке металла, дерева, шелка, пеньки и льна, кожи, пищевых продуктов, производству одежды, обуви и три типографии. Дальнейший рост города осуществлялся в основном за счет предместий, население которых вовлекалось в местную промышленность.


После революции, мировой и гражданской войн Коломна потеряла две трети численности своих жителей. Однако город выстоял и оказался востребованным в период становления советского государства.


В результате административно-территориальной реформы 1929 года Коломна утратила статус уездного города, став административным центром созданного в составе Московской области Коломенского района. В начале 1930-х годов территория города значительно выросла за счет вхождения в его состав окрестных сел - Сандырей, Бочманова, Городищ, Подлипок, Протопопова и Малого Колычева.

По сравнению с началом 1920-х годов площадь Коломны увеличилась в шесть раз, а численность городского населения увеличилась почти втрое и достигла 75 тысяч человек.


Однако развитие города снова было приостановлено начавшейся Великой Отечественной войной. В годы войны Коломна стала крупным центром формирования воинских частей и соединений. Здесь были сформированы четыре стрелковые дивизии, восемь артиллерийских дивизий, двадцать четыре артиллерийские бригады и двенадцать артиллерийских полков.
Радость Победы была омрачена колоссальными потерями советского народа в войне: каждый пятый ушедший на войну уроженец города не вернулся домой. 41 житель Коломны был удостоен в годы войны высокого звания Героя Советского Союза – 14 из них пали, защищая Родину, тысячи и тысячи награждены различными орденами и медалями.
Послевоенная Коломна разрослась, расширилась, вобрала в себя близлежащие села, разбросала новые кварталы на пустырях, шагнула за Оку.
За 60-70 годы Коломна преобразилась: вместе с жилыми кварталами новостроек создавалась и необходимая социальная инфраструктура: возводились здания учебных заведений, учреждений культуры и спорта, поликлиник и магазинов. 

За послевоенный период Коломна достигла значительных успехов в своем развитии, став одним из крупнейших промышленных центров не только Подмосковья, но и всей страны.

Охватывая взглядом современную Коломну повсюду можно увидеть результаты большой созидательной работы, ощутить биение пульса активно развивающегося города.

 


    Звенигород.

Легенды исстари пытались объяснить название древнего Звенигорода: рассказывали о колокольном звоне (ведь на городском гербе есть знаменитый монастырский колокол, отлитый в 1667 г.) , о том, что он первым встречал вражеские набеги и звоном предупреждал Москву об опасности. На самом деле основали Звенигород славяне, пришедшие от Киева и Галича, уже в XI в. построившие на юге два города с таким же названием. Самый древний из них тоже стоял на берегу реки. В ее шуме слух наших предков мог уловить звон колокольчиков.


Не без оснований Звенигород считают ровесником Москвы. Но начальная его история затерялась во тьме веков и не была отмечена дошедшими до нас летописями. В документах город впервые упоминается в ту пору, когда он стал центром крупного удела, входившего в Московское княжество.
К XI-XII векам славяне уже плотно заселили долину Москвы-реки. Вслед за крестьянами земли "осваивали" феодалы. На захваченной территории князьям нужны были опорные пункты, дружины, собиратели дани. Так возник Звенигород.


Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. Высокий холм с крутыми склонами, с трех сторон окруженный глубокими оврагами, с четвертой -омываемый водами Москвы-реки. Верхняя площадка Городка возвышается над окружающей местностью на 24 метра. В середине XII в. Звенигород был опорным пунктом на северо-восточной окраине Черниговского княжества, княжеским замком, охранявшем важный торговый путь из южнорусских в новгородские и западноевропейские земли.


Поселение оставалось небольшим, и возможно поэтому о нем молчали летописи. В письменных источниках Звенигород впервые упомянут в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты, относящейся к 1339 г.: "А се даю сыну своему Ивану: Звенигород..." Теперь - это центр удельного княжества Ивана Ивановича, сына Калиты, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве.

По завещанию Дмитрия Донского 1389 г. Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу. Честолюбивый князь превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и почти постоянно до 1425 г. жил здесь. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. По его приказу окрест кремля была создана круговая система обороны из земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями.

Около 1407 г. в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Письменные источники XV-XVI веков говорят о торговле и таможенниках в городе. Звенигород развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 и 1408 годах.

В конце XIV столетия возник Савво-Сторожевский монастырь на Сторожевом холме к западу от Звенигорода, где в 1405 г. построили еще один большой собор - Рождественский.
Начатая князем в 1425 г. междоусобная война в Московском княжестве сильно повредила Звенигороду и лишила его политической самостоятельности, явилась началом конца экономического роста города. В дальнейшем он превратился в центр уездного масштаба.


Город переходил от князя к князю, пока не попал во владения Ивана Грозного. Тот пожаловал Звенигород татарским царевичам и князьям, перешедшим на службу к русскому царю.


В апреле 1605 г. умирает Борис Годунов и самозваный царь Лжедмитрий I направляется в Московский Кремль. Путь его сопровождался пожарами и разорением. Пылал звенигородский посад, жители города оставляли дома и уходили в лес. Один из документов тех лет гласит о нашествии варваров: "... монастырские деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякие монастырские запасы и хлеб забрали, и игумена Исайю с братиею ограбили и огнем жгли."


Два года спустя самозванец Лжедмитрий II также пробирался к столице вдоль Москвы-реки. И вновь на пути интервентов оказался Звенигород. На этот раз город грабили более жестоко. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от В.И.Шуйского, стоявшего во главе Русского государства.


Вслед за смутным временем наступила эпоха царствования Романовых. Царь Алексей Михайлович, прозванный "тишайшим", избрал в 1660-х годах Савво- Сторожевский монастырь своей любимой загородной резиденцией. В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах, кои были невелики. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. По переписи 1678 г. здесь было 28 дворов, а в них 135 людей. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и сотню с небольшим жителей.


При Алексее Михайловиче была построена крепость Саввина монастыря - в 1650 - 1656 гг. возведены стены и башни, а на территории - впоследствии - дворец царя, трапезная, звонница, башенка для часов, вывезенных Государем из Смоленска, палаты царицы Марии Ильиничны Милославской, в 1652 г. - Троицкая церковь, вплоть до XVIII в. возводились Братские корпуса. А царевна Софья в 1693 г. добавила в ансамбль монастыря Преображенскую церковь.
XVII в. для Государства Российского был временем зарождения крупной промышленности, постепенно вытеснявшей мелкое ремесленное производство.

Примечательно, что провинциальный Звенигород стоял у истоков русской металлургии. Основателем Звенигородских железноделательных заводов стал боярин и государственный деятель Борис Иванович Морозов. Эти предприятия просуществовали до конца 1690-х годов, и уже в документе 1701 г. говорится: "Звенигородские заводы, что держал гость Владимир Воронин, стали, и железа на них не делают."


Монастырь же был крупным землевладельцем, увеличивал барщину, вводил новые оброки, которых в XVIII в. было до 33-х. В 1760 г. архимандрит Павлуцкий согнал монастырских крестьян на чистку пруда у монастыря. Пора стояла страдная и собственные крестьянские поля остались необработанными.

Возмущенные крестьяне три дня держали обитель в осаде и лишь вызванная из Москвы рота гренадеров оттеснила бунтовщиков. Затем между военными и крестьянами, находившимися на уборке монастырского сена произошло вооруженное столкновение, подавленное только с помощью второй воинской команды, опять же присланной из Москвы.


По челобитной крестьян провели расследование; монастырь оштрафовали, а пострадавшим разрешили возвести храм в память о погибших земляках. На средства вдов и сирот, "тщанием народным" в Саввинской Слободе была построена церковь Николая Чудотворца. А 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала указ, согласно которому все вотчины духовных феодалов передавались государству.


Через 17 лет Императрица вновь ставила рескрипт на бумагу о Звенигороде. На сей раз ей представили проект герба города: на геральдическом щите вверху - символ Московской губернии Георгий Победоносец, внизу -изображение "великого колокола" в 34 тонны весом, того самого, что был отлит в 1667 г. для монастыря мастером Александром Григорьевым.

XIX век. Новые беды обрушились на Звенигород с вторжением наполеоновской армии. После Бородина французский Император стремился уничтожить противостоящую ему Русскую Армию и отдал приказ командиру IV пехотного корпуса, вице-королю Италии Евгению Богарне двинуться параллельно с основными силами через Рузу и Звенигород, дабы ударить русским во фланг. Против этого корпуса врага М.И.Кутузов выставил отдельный кавалерийский отряд генерал-майора Ф. Ф. Винценгероде.

 

Русский Главнокомандующий сообщал Генералу М.А.Милорадовичу, командовавшему арьергардом отступающих войск: "Вчера после обеда в 10 часов Винценгероде доносил мне, что он стоит в Звенигороде; впереди аванпосты его в 14-ти верстах, перед коими неприятельские в двух верстах".

Вице-король пытался проложить себе дорогу силой, из-за чего произошло "Звенигородское дело" - небольшое сражение, длившееся более шести часов. Русские отступили, когда врагу открылась неприглядная картина. Вот свидетельство наполеоновского офицера Ц.Ложье: "Двигаясь вдоль Москвы-реки, мы приходим в Звенигород.

На вершине одного из холмов, по которым идут казаки, среди соснового леса открываются стены и колокольни старого, почти разрушенного Саввинского монастыря. У подошвы холма лежит маленький город Звенигород, расположенный по обоим берегам Москвы-реки... Итальянский лагерь расположился у ворот пустого, как и другие, города. Дома, избы, деревни - все представляет самый ужасный вид запустения."


Занявший Москву Наполеон поручил Богарне следить за дорогами в Белокаменную. Однажды пришло сообщение о появлении русских войск близ Звенигорода. Французы провели около города разведку и никого не обнаружили. Уставшие, они решили отдохнуть в монастыре. В сновидении к Богарне явился старец с бородой. "Не позволяй твоим солдатам грабить и расхищать этот монастырь, - сказал он, - и в особенности не позволяй им завладеть ни одной вещью, находящейся в церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, возвратишься невредимым и здоровым на твою родину".


Утром вице-король приказал готовиться к отходу в Москву, а собор опечатал личной печатью, приставив караул.И хотя Богарне вернулся на родину, монастырские документы того времени сообщали о грабежах и осквернении наших святынь вражескими солдатами.
В звенигородских деревнях собирались отряды народных мстителей. Действовали в окрестных лесах и армейские партизаны, Конное подразделение майора Фиглева, состоящее из ополченцев и казаков, в конце сентября - октябре разбило у Звенигорода отряды французов, взяв много пленных. 21 октября им и отрядом есаула Гордеева был освобожден сам город, враг бежал из монастыря.


В дни войны большинство мануфактур в помещичьих усадьбах распалось. Основным занятием жителей города по-прежнему оставалось огородничество, сельское хозяйство. Но один из промыслов Звенигорода стал известен на всю страну. Это производство струнных музыкальных инструментов, развившееся в городе благодаря крестьянину села Шихово Емельянову, работавшему прежде в московской гусельной мастерской. Вернувшись домой, он обучил односельчан производству гитар, мандолин, балалаек.
В 1862 г. на средства местного купца П.Г.Цурикова близ Звенигорода построили еще один памятник истории и архитектуры - Скит. Главную церковь его поставили над пещерой, где провел последние годы жизни Савва Сторожевский - основатель монастыря, сподвижник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, духовник Юрия Звенигородского.
Вплоть до революции 1917 г. Звенигородский уезд был одним из наименее развитых в губернии.
Переход власти в руки большевиков в Звенигороде произошел 16 ноября 1917 г. 


Быстро развивалось в первые годы Советской власти и сельское хозяйство: увеличилось поголовье различного скота, появлялись кооперативы и объединения крестьян.

Большая группа кустарей Звенигорода в артели "Красный Маяк" изготавливала чулки и носки. Налаживали горожане пищевую промышленность, торговлю, здравоохранение, образование. С 1921 г. Звенигород был центром уезда, а после упразднения таковых, в 1929 г. стал районным центром Московской области, оставаясь вместе с тем тихим маленьким городком.

Еще до революции Звенигородский край называли "Подмосовной Швейцарией". Иметь здесь поместье или хотя бы дачу считалось престижным.
Учитывая климат и природные богатства, Звенигородье постепенно превращают в край здравниц. Накануне Великой Отечественной войны их здесь было около 30. Намечались новые планы, но их прервало нападение гитлеровской Германии.
Оборона Звенигорода началась в конце октября 1941 г. Немецким войскам удалось прорвать можайскую укрепленную линию. 25 октября враг захватил Рузу. В оперативных сводках появился новый термин звенигородское направление.


Именно на звенигородском направлении 78-я немецкая дивизия испытала первые сомнения в своей непобедимости. На фашистские войска, готовившиеся к наступлению на Звенигород, обрушился шквал огня гвардейских минометчиков и артиллерии. А сам Звенигород с 20 октября находился на осадном положении.

Все взрослое население прифронтового города вышло на строительство укреплений. Бок о бок с бойцами Красной Армии звенигородцы рыли окопы, подготавливали огневые точки, сооружали противопехотные и противотанковые заграждения. Небольшой овраг у дороги на Ершово превратился в противотанковый ров, окраины улиц ощетинились "ежами", крупные общественные здания, электростанция - были подготовлены к взрыву. 


15 - 16 ноября немецкие войска на ряде участков Звенигородского фронта возобновили наступление. Бои носили упорный и затяжной характер. Особенно тяжелая обстановка сложилась северо-западнее и севернее Звенигорода. Поняв, что хорошо укрепленный город трудно будет взять с запада, немцы решили обойти его и занять дорогу на Истру, наступая на Звенигород с севера и востока.

Стойкость защитников Звенигорода и вовремя подоспевшие подкрепления вынудили противника приостановить наступление. С 26 по 29 ноября на всей, линии обороны города наступило относительное затишье. Восточнее Звенигорода немецкие части были остановлены всего в 25-ти километрах от Москвы и в десятке километров от штаба Западного фронта в деревне Власиха.


Немцы дважды сообщали о взятии ими Звенигорода - в разгар ноябрьского наступления - в листовках и 2 декабря - по радио. Но германская пропаганда поторопилась. С утра 6 декабря войска правого крыла Западного фронта перешли в контрнаступление.

В ближайших же к городу окрестностях наступление началось без пауз, сразу после оборонительных боев. Рядом с воинами сражались партизаны, Звенигородский истребительный батальон. К 20 декабря весь Звенигородский район был освобожден от захватчиков. Война отступала, а местные жители переходили к мирной жизни. После Великой Победы край вновь стал курортной и туристской зоной.


В 1965 г. права райцентра передали Одинцову, и Звенигород получил статус города областного подчинения. Здесь много небольших промышленных предприятий, учреждений культуры, современная гостиница, кинотеатр, турбаза, школы, детские сады и магазины...


На одной из городских окраин вырос современный многоэтажный квартал. Центральные же улицы до сих пор напоминают о былом: невысокие дома, памятник воинам 5-й Армии, многочисленные мемориальные доски. Историю края бережно хранят в музее, оставшемся в стенах бывшего монастыря.